Клезфест в Петербурге   

 

 

       официальный сайт фестиваля «Клезфест в Петербурге»
 

Клезфест в Петербурге: недюжинный концерт

Валерий ДЫМШИЦ

А как еще прикажете шутить, когда уже двенадцатый год подряд петербургская публика собирается в конце июня, чтобы послушать лучших представителей современной клезмерской сцены?

С одной стороны, все было как обычно. Это выражение не всегда имеет смысл произносить с осуждением — ведь «обычными» на концертах питерского Клезфеста являются высочайшее качество исполнения, разнообразие манер и жанров, зрительский энтузиазм.

С другой стороны, были и новинки. Главная: восхитительная пара из США — Джефф Варшауер (гитара, мандолина, вокал) и Дебора Страусс (скрипка, вокал). Они, признанные мастера песни на идише, до сих пор известные петербургским меломанам только по записям, впервые добрались до невских берегов. Современная клезмерская эстрада широко экспериментирует с еврейской музыкальной традицией, смешивая ее с джазом, роком, рэпом и бог знает чем еще. Тем важнее присутствие на концерте музыкантов, демонстрирующих традиционный исполнительский стиль, своеобразный «клезмерский стандарт». Такое исполнение служит камертоном для всей программы. Оно и возвращает слушателей к «вечнозеленым» темам классического репертуара, и оттеняет собой новации и эксперименты. На клезфестовских концертах прошлых лет эту роль «камертона» брал на себя знаменитый Майкл Альперт, на концерте этого года — Джефф и Дебора.

К сожалению, отсутствие соответствующей финансовой поддержки Клезфеста-2008 не позволило развернуть его, как это было в предыдущие годы, в полноценную учебную программу для молодых музыкантов. На этот раз бессменный организатор Клезфеста — Еврейский общинный центр Санкт-Петербурга — сумел собрать всего на один концерт только уже признанных, сложившихся исполнителей.

Не было бы счастья, да несчастье помогло. Единственный концерт получился выдающимся. Никогда еще на ставшей традиционной для клезфестов сцене Дворца Белосельских-Белозерских на Невском проспекте не звучала такая цельная, концентрированная, динамичная программа.

Эта особенность концерта позволила расценивать его как своего рода подведение итогов: вот что выросло на «клезмерской улице» бывшего СССР за двенадцать лет существования питерского Клезфеста — старейшего и наиболее авторитетного из фестивалей такого рода в постсоветских странах. Для ценителей, регулярно, из года в год приходящих на итоговый фестивальный концерт, фантастический прогресс очевиден. Те, кто еще несколько лет назад делал первые шаги в клезмерской музыке, превратились в исполнителей, а порой и в авторов-исполнителей мирового уровня. Те, кто еще недавно открывал для себя клезмерскую музыку как еще одну творческую возможность (почему бы и не попробовать?), сегодня предъявляют публике широчайший репертуар.

Кажется, что такие музыкальные «киты», как москвич Алексей Розов (скрипка) или харьковчанин Геннадий Фомин (кларнет), только и делали, что всю жизнь играли, как теперь говорят на молодежном сленге, «klezmer». А мы ведь помним их первые клезмерские шаги.

Еврейская музыка стала органичной частью творчества исполнителей, чьи музыкальные интересы ею не ограничиваются, — будь то Псой Короленко или ансамбль «Добраночь».

Наконец, на сцену на равных со «взрослыми» выходят «дети» Клезфеста, музыканты, выросшие вместе с фестивалем и в буквальном, и в творческом смысле. Например — певица Мария Цейтлина. Или — участники инструментального трио «Кле Земер» Илья Гиндин (кларнет) и Мария Грибкова (скрипка). Этот ансамбль под управлением композитора и пианиста Евгения Хаздана — одного из «отцов-основателей» Клезфеста — стал, на мой взгляд, лицом клезмерского Петербурга. Они играют сложную, интеллектуальную, но от того не менее «горячую» музыку.

Всех не перечислишь, но когда в единое целое сплетаются голоса Лорина Скламберга (Нью-Йорк), Тимура Фишеля (Таллин), Ефима Черного (Кишинев), Анастасии Георгиевской (Петербург), то понимаешь, что Петербург окончательно стал тем, чем никогда прежде не был — городом белой клезмерской ночи.


Опубликовано в газете «Еврейские новости» № 20(248) за июль 2008 г.