Клезфест в Петербурге   

 

 

       официальный сайт фестиваля «Клезфест в Петербурге»
 

Клезмеров принимали в... княжеском дворце!

Корр. «ЕМ»

В «северной столице» России прошёл очередной, 12-й по счету, международный фестиваль традиционной еврейской музыки «Клезфест в Петербурге — 2008».

Многие из наших постоянных читателей-меломанов уже знают, что в городе на Неве, в пору белых ночей, этот «слёт блуждающих звезд» проводится ежегодно, а организует его Еврейский общинный центр Санкт-Петербурга, возглавляемый добрым знакомым «Еврейского местечка» Александром Френкелем.

Проходил ли фестиваль по схожему с предыдущими сценарию? И да, и нет. То есть в этом году, по очень банальной причине — финансовой, его как бы «секвестрировали»: не было привычных за долгие годы семинаров, мастер-классов, да и концерт состоялся лишь один, зато — большой и самого высшего класса. Собственно, «плохоньких» музыкантов на Санкт-Петербургском Клезфесте отродясь не бывало:

Достаточно назвать лишь несколько воистину звёздных имен, чтобы всем стало ясно: это — экстра-класс! Постоянный участник клезфестов, не сделавший исключения из правил и на сей раз — Лорин Скламберг (Нью-Йорк). Он вокалист, аккордеонист, лидер клезмерской группы Klezmatics — лауреата престижной премии «Grammy». «В активе», как любили говорить в советские времена, Лорина — более тридцати компакт-дисков, в том числе получившие всемирное признание записи еврейской духовной музыки Nigunim (1998) и The Zmiros Project (2001). Надо сказать, что он не только концертирует, но и является руководителем звукового архива Института еврейских исследований YIVO.

Американская супружеская пара Дебора Страусс и Джефф Варшауэр (тоже из Нью-Йорка) — популярнейшие исполнители клезмерской музыки. Где бы они ни выступали — на Филадельфийском фолк-фестивале, Краковском, у себя дома на Folksbiene Yiddish Theater или на лос-анджелесском Art of Yiddish, в каких бы городах Северной Америки и Европы ни проходили их мастер-классы — повсюду просто феноменальный успех. Дебора — выдающийся инструменталист (скрипка, аккордеон, вокал) и блестящий педагог — кроме пения и игры на скрипке, она много лет преподавала еще и танец. Про нее можно было бы сказать — «мастер на все руки: и ноги». Об уровне исполнительского и преподавательского мастерства говорят и такие факты: игре на скрипке она обучалась в университете Rutgers, а в Чикагском изучала этномузыкологию.

Ее супруг, инструменталист и исполнитель песен на идише Джефф Варшауэр (гитара, мандолина, вокал), не уступает своей «второй половине» ни в пении, ни в игре; он также преподаёт в Колумбийском университете, является одним из художественных руководителей фестиваля KlezKanada в Монреале, а еще пишет музыку для театра и кино, она звучит на радио и телевидении.

И таких звёзд на нынешнем клезфесте было немало. Чего стоит упоминание одного только Псоя Короленко! Да и другие российские подвижники современного клезмерского движения ему не уступали: петербурженки Анастасия Георгиевская и Мария Цейтлина, их земляки — ансамбль «КЛЕ ЗЕМЕР», москвич Алексей Розов: Приехали и лучшие еврейские музыканты из ближнего зарубежья — Украины, Эстонии, Латвии и др. Бурю аплодисментов «сорвали» харьковчанин Геннадий Фомин (кларнетист, композитор, аранжировщик) и рижанин Илья Шнейвейс (аккордеонист, основатель и руководитель группы «Форшпил» — единственного в Латвии клезмерского коллектива).

Отвечаю на ваш незаданный вопрос: ну конечно же, и из Молдовы тоже были! Правда, ныне наша мини-делегация состояла только из двух человек, но каких! По привычному для себя маршруту в Питер отправились Ефим Черный и Сюзанна Гергус, которых нашим читателям представлять, естественно, не нужно. Любимцы публики исполнили «молдо-еврейскую» композицию: «Ин зихронэс фун ди вайтн» (Долина воспоминаний) на стихи Меера Хараца и «Сяра мындрикэ» (Прекрасный вечер). Последнюю песню перевел с молдавского на идиш сам Черный, а «помогали» Сюзанне и Ефиму солисты из «КЛЕ ЗЕМЕРА» — кларнетист Илья Гиндин и скрипачка Мария Грибкова.

Мы не собирались мучить Ефима множеством вопросов — «достали» его буквально с дороги, но парочку всё же задали.

— Так что — весь фестиваль «уложился» в один день?

— Концерт состоялся 25 июня, а готовились мы к нему два дня.

— Дома на это времени не хватило?

— Не в том дело: все участники репетировали общие номера — в том числе песню «А гутэ вох!» (Хорошей недели!) и ещё некоторые вокально-инструментальные клезмерские композиции.

— Где проходил концерт?

— Во Дворце Белосельских-Белозерских.

— Несколько неожиданное место!

— Это не просто архитектурный памятник — там сейчас располагается Санкт-Петербургский культурный центр.

— Какое впечатление произвел на вас «сжатый» формат фестиваля?

— Конечно, хотелось бы, чтоб в дальнейшем он вернулся к своему традиционному виду: семинары, концерты. Но меценатов ныне найти нелегко — мы по своему опыту это хорошо знаем. Тем не менее, спасибо главному спонсору фестиваля — Санкт-Петербургскому отделению Российского еврейского конгресса, благодаря которому праздник клезмерской музыки всё же состоялся.

— На качестве концерта финансовые трудности никак не отразились?

— Представьте себе, нет! Более того, многие постоянные слушатели говорили: «Ну, на этот раз всё было еще лучше, чем в предыдущие годы!»

— Надо же! И как Вы это объясняете?

— Выступающие были предельно сконцентрированы: время спрессовано, на участников возлагалась высочайшая ответственность. Наверное, волнение способствовало еще большему вдохновению. И результат превзошел все ожидания!

— Жаль, что мы не были этому свидетелями! А вам с Сюзанной желаем дальнейших творческих успехов!


Опубликовано в газете «Еврейское местечко» (Кишинев) № 25(234), июль 2008 г.