Клезфест в Петербурге   

 

 

       официальный сайт фестиваля «Клезфест в Петербурге»
 

Юбилейный «Клезфест»

Серго БЕНГЕЛЬСДОРФ

Десятая встреча еврейских музыкантов в Петербурге в рамках «Клезфеста» имела свою интригу. Во-первых, это был своеобразный творческий отчет о десятилетней работе еврейских певцов, клезмерских музыкантов, участвовавших во многих предыдущих праздниках клезмерской музыки в Петербурге. Во-вторых, на сей раз из двух составляющих «Клезфеста» – учебы и концертных выступлений – акцент был сделан на последних, которых, в отличие от предыдущих лет, было гораздо больше.

Кажется, руководители «Клезфеста» – директор Петербургского еврейского общинного центра Александр Френкель и музыкальный директор этого центра Евгений Хаздан – нашли точную пропорцию между опытом и молодостью как в составе преподавателей, так и участников фестиваля-семинара. Из опытных педагогов, стоящих у истоков «Клезфеста», в первую очередь надо упомянуть неувядающего Аркадия Гендлера – преподавателя идиша из Запорожья (по рождению он – наш земляк из Сорок). В свои 84 года он не только на высоком уровне вел уроки идиша, но и сам прекрасно пел с детским хором свою, сочиненную специально к петербургским «Клезфестам», песню «Зингт аф идиш» («Пойте на идиш»).

Кларнетиста Кристиана Давида из Берлина, скрипача Стаса Райко из Гамбурга, исполнителя еврейских песен из Нью-Йорка Лорина Скламберга, которые преподают на «Клезфесте» уже несколько лет, успели полюбить все – и участники, и взыскательная петербургская публика, перед которой эти музыканты предстают не первый год. Но настоящим открытием юбилейного «Клезфеста» был талантливейший молодой музыкант из Монреаля (Канада) Джош Долгин. Обладатель оригинального, близкого к хазанской манере исполнения, голоса, прекрасно владея музыкальными инструментами – фортепиано, аккордеоном, он никого не оставил равнодушным на всех концертах, в которых выступал. Его трогательная музыкальность и вместе с тем чувство юмора создают какую-то особенную атмосферу на сцене. А его бурный темперамент, безудержное веселье так увлекли студентов, с которыми он создал несколько концертных номеров, что их голоса слились с голосом учителя в какой-то фантастической «оде к радости».

Вообще, ощущение радости творчества, радости общения пронизывало «Клезфест» все 5 дней. Удивительно теплая атмосфера витала над всеми участниками и на концертах, и на занятиях, и во время отдыха, который, в основном, приходился на белые ночи, когда веселье продолжалось до утра. И вместе с тем, каждый день проводились серьезные занятия у певцов и клезмеров по освоению идишского репертуара, читались лекции по идишской музыке, проводился «круглый стол» по теме «10 лет клезмерского движения в странах бывшего СССР». Лорин Скламберг привез с собой замечательный фильм, выпущенный в США в 1949 году под названием «Catskill Honeymoon» («Медовый месяц в Катскилле»). Это своеобразный концерт, где лучшие еврейские певцы, актеры, музыканты выступают в различных жанрах – от оперных арий до мюзикла и джаза, разыгрывают юмористические сценки, и всё это, в основном, на превосходном идише.

А сейчас время сказать об идише на «Клезфесте». Изучение языка всегда является важной стороной семинара, но в этом году занятия по идишу, особенно в «продвинутых» группах, оказались намного продуктивней и по количеству, и по качеству. Я имею в виду значительно увеличившийся состав этой группы, и что больше всего радовало – в ней появилось много молодежи, довольно свободно общающейся на мамэ-лошн. Это, прежде всего, молодые петербуржцы Митя Гордон, Маша Цейтлина, Валя Федченко (петербургская школа идиша дает свои результаты!), это Таня Гутёнтев из Москвы, это Ася Вайсман из Бостона, которая не только была активной на занятиях группы, но и сама прочитала лекцию «Диалекты в идише», что является темой ее диссертации. А профессор из Бостона Рут Вайс прочитала – конечно же, на идиш – замечательный реферат о творчестве еврейских поэтов Мордехая Гебиртика и Абрама Суцкевера.

Как всегда, в отчетах о «Клезфесте» невозможно обойти вниманием географию музыкального праздника. Он с каждым годом приобретает все большую популярность и в странах СНГ, и за его пределами. Так, в этом году на карте фестиваля появились новые страны – Швеция и Англия, а бывший СССР был широко представлен – от Латвии до Узбекистана. Интересно, что из России на сей раз, кроме традиционных еврейских центров – Петербурга и Москвы, участвовали и представители «нееврейских» городов – Ярославля, Ижевска, Самары. Оказывается, и там евреи развивают свою культуру.

И, наконец, несколько слов о нашей молдавской делегации. Она состояла из шести человек, и на фоне всех 46 участников выглядела весьма достойно. Поездку еврейских музыкантов из Молдовы спонсировали КЕДЕМ и «Даркон» (по просьбе АЕООРМ), за что им большое спасибо. Тепло принимала петербургская публика Аллу Дереско, Владимира Гойхмана, Славу Фарбера, а известная пара Ефим Черный и Сюзанна Гергус – участники почти всех «Клезфестов» – и на сей раз были в числе лидеров, самых активных концертантов. Ефим Черный, кроме выступления с сольными номерами, был ведущим на всех концертах, скрепляя своим остроумным конферансом отдельные номера в единое целое.

И, по традиции, не могу не отметить заключительный аккорд фестиваля – «Клезмерский» пароход по ночной Неве, когда одна заря спешит сменить другую, когда разводятся невские мосты, а на просторах могучей реки, украшающей великий город, всю ночь звучат зажигательные еврейские мелодии в исполнении всех клезфестовцев.


Опубликовано в газете «Еврейское местечко» (Кишинев) №27 (143) за июль 2006 г.