Клезфест в Петербурге   

 

 

       официальный сайт фестиваля «Клезфест в Петербурге»
 

«Клезфест», приносящий радость

Алексей Елкин

Народные музыканты — клезмеры — играли на свадьбах в еврейских местечках Восточной Европы 18–19 веков. Сегодня их мелодии звучат в лучших концертных залах мира, обретая поклонников не только среди евреев. Новое пришествие клезмерской музыки совпало с возрождением еврейских общин, и одним из центров этого возрождения стал город на Неве, общинный центр которого вот уже девятый год проводит международный фестиваль «Клезфест в Петербурге». Здесь в пору белых ночей встречаются клезмеры из разных стран для общения, обучения и, конечно, — для совместного музицирования. Характерна реакция слушателей таких концертов: желание подпевать, пуститься в танец, благодарность, овации, слезы. Как растроганно сказал один из них: «Вы напомнили мне, что я еврей!»

Корреспонденту АЕН повезло: меня пригласили на вечер встречи современных клезмеров в канун фестиваля-2005. В холле облюбованной еще девять лет назад гостиницы «Лель» собрались его участники — более 50 человек. За одним столом сидели и знаменитости, и прошедшие cтрогий конкурсный отбор (три человека на место!) новички.

В этой теплой компании были гости из Нью-Йорка Майкл Альперт — скрипач, аккордеонист, вокалист, этномузыковед, специалист по еврейскому танцу — и другая клезмерская легенда — фольклорист, солист группы “Klezmatics” Лорин Скламберг. Кларнетист-виртуоз Кристиан Давид (Берлин), прослывший за свою игру «немцем с еврейской душой» и скрипач Стас Райко — экс-харьковчанин, прививающий клезмерскую культуру Гамбургу. Блестящий шоумен, певец и композитор Ефим Черный (Кишинев) и Эва Якоб, которую называют «мамой» клезмерской музыки Финляндии. Выпускница Ленинградской консерватории по классу рояля, она, явно под впечатлением от питерских фестивалей, создала в этой северной стране ассоциацию «Суомен Клезмер Йухдистус». Вместе с ней в Петербург приехали сын Даниил, который поет на идиш, играет на гобое, скрипач Беньямин Хиршович и настоящая финка Кайза Койвула, знающая толк в «клезмерском» кларнете. Кстати, подобные межнациональные ансамбли — норма, ведь в царские времена еврейские музыканты играли на свадьбах с молдавскими, русскими, польскими, украинскими...

Бессменный организатор фестиваля — директор Еврейского общинного центра Санкт-Петербурга Александр Френкель предложил каждому, невзирая на возраст, статус и место проживания, рассказать о соседе слева. Перекличка по кругу убедила в том, что с чувством юмора у клезмеров России и зарубежья все в порядке. Каждая из мини-презентаций вызывала волну смеха и аплодисментов.

Моей соседкой слева оказалась молодая вокалистка Татьяна Гутова, чьи предки носили фамилию Гутионтев. Она москвичка, только что защитила диплом Российского Гуманитарного университета. Это первый ее «Клезфест в Петербурге», приехала потому, что «столько о нем слышала, все говорят — он самый настоящий. А еще потому, что мечтала увидеть Майкла Альперта и позаниматься в его мастер-классе». Мечта была совсем близко — Майкл, уставший после перелета, но неизменно приветливый, улыбался ей с противоположного конца стола. Рядом с ним сидел «сын питерского клезфеста» 18-летний Матвей Гордон. Этот студент Политехнического — самый молодой участник фестиваля, как был самым молодым на первом своем клезфесте пять лет назад. Благодаря фестивалю, научился петь идишские песни, изучил язык и сейчас преподает идиш в трех детских группах воскресной школы при еврейском общинном центре Санкт-Петербурга.

Вообще на этом традиционном сборе много внимания уделялось молодежи — надо помочь ей окунуться в дружескую атмосферу фестиваля, ощутить уверенность в себе. В назидание новичкам поделился воспоминаниями один из питомцев «Клезфеста», ставший его педагогом, Стас Райко: «В 1999 году меня отсеяли, в 2000-м — уже не могли не взять». Он же предложил забавную классификацию клезмеров: «Одни играют по нотам, другие — по свадьбам». Как выяснилось, последних на фестивале — меньшинство. А большинство с уважением относится к «Семь-сорок», но предпочитает классическую трактовку клезмерской музыки, а не приблатненную. «Неисчерпаемый жанр, из него вышли почти все советские песни, — уверял другой ветеран клезмерского движения. Анатолий Румянцев, напевая знакомые мелодии. — А какие исполнители, что ни человек, то поразительное открытие!»

«Клезфест» — это, прежде всего, дисциплина. Занятия начинаются в 9 утра», — напомнил собравшимся музыкальный руководитель фестиваля композитор Евгений Хаздан. Он поведал АЕН, что доволен возросшим уровнем участников. Хотя среди них все больше молодежи, как правило, это уже профессиональные музыканты — студенты и выпускники музыкальных училищ и вузов. Они владеют голосом или инструментом, но мало знакомы с клезмерским репертуаром, пластикой народного танца, языком идиш. Под руководством опытных педагогов они учатся клезмерскому стилю, а главное, получают импульс для дальнейшего роста. Важно также, чтобы, наряду с обучением на семинарах и в мастер-классах, действовали творческие мастерские, воплощались новые проекты, результатом которых были бы ноты, диски, видеозаписи. Чтобы на фестивале рождалась и могла воспроизводиться музыка. Так, группа Лорина Скламберга намерена разучить и записать детские песни на идиш.

О другом проекте мне рассказал 83-летний клезмер-патриарх Аркадий Гендлер из Запорожья, который исполнит песни популярного в 1930-е годы барда Зелика Бардичевера. Зелик был учителем идиша и иврита в еврейской школе в Бельцах. После его смерти была издана книжица с 9-ю его песнями, они до сих пор исполняются со сцены в разных интерпретациях. Но Гендлер их слушал вживую (Зелик был другом его старшего брата) и попытается воспроизвести в авторской редакции. Видеозапись его выступления позволит сохранить подлинное обаяние песен Бардичевера, своеобразный бессарабский идиш.

Постепенно публика переместилась в холл, там образовался кружок, возникла причудливая мелодия. Ее творили Сюзанна Гергус из Кишинева за фортепиано, москвич Алексей Розов на контрабасе, Анатолий Румянцев из Петербурга на ударных, Геннадий Фомин из Харькова на кларнете, Ольга Кецкал из Владивостока на скрипке, Илья Шнейвейс из Риги на аккордеоне, Алла Данциг из Минска на мелодике… Хаздан обратился к новичкам: «Включайтесь!», — и буквально через минуту круг стал вдвое шире. Именно на таких репетициях возникают неожиданные созвучия, формируются новые клезмерские капеллы. А ведь это лишь начало фестиваля!

Посмотрим, как зазвучит ансамбль клезфеста на заключительном концерте во дворце Белосельских-Белозерских в ближайшую среду. А пока несколько мини-интервью с участниками, которым я задал один вопрос: что для вас «Клезфест в Петербурге»?

Бард Тимур Фишель (Таллин):
— Любимое время года.

Евгений Хаздан (Санкт-Петербург):
— Работа, приносящая радость.

Кристиан Давид (Берлин):
— Уникальный пример построения еврейской жизни в своем доме, а не в экспортном варианте.

Майкл Альперт (Нью-Йорк):
— Огромное удовольствие от встречи с теми, кого уважаю и люблю.

Ефим Черный (Кишинев):
— Если одним словом, то — все!


Опубликовано на сайте Агенства еврейских новостей (АЕН)