Клезфест в Петербурге   

 

 

       официальный сайт фестиваля «Клезфест в Петербурге»
 

ВЫ ХОЧЕТЕ ПЕСЕН?

Евгений КОГАН

Только что закончился «Клезфест» — VIII Международный фестиваль еврейской музыки.

«Клезмер» в переводе с идиша обозначает «музыкант». А в основе клезмерской (или идишской) музыки лежат мелодии иудейских богослужений, за века впитавшие в себя традиционные мелодики разных народов. От того порой бывает сложно отличить еврейскую музыку от балканской, или украинской, или молдавской, а текст русской народной песни идеально ложится на клезмерский «стандарт». Все это укладывается в понятие world music, одно из самых популярных в мире музыкальных течений. Так что петербургский международный «Клезфест» — в русле мировой музыкальной моды.

В этом году на восьмой «Клезфест» в Санкт-Петербург съехались в основном старые знакомые. Это и Евгения Лопатник, обладательница неожиданно низкого и очень красивого голоса, и эмоциональный скрипач Стас Райко (Гамбург), и один из лучших клезмерских коллективов бывшего СССР Kharkov Klezmer Band, и питерская команда «Добраночь», и многие другие. И, естественно, звезды — берлинский кларнетист-виртуоз Кристиан Дэвид, мультиинструменталист, лидер Brave Old World, исследователь европейского фольклора Майкл Альперт (США) и, главное, солист самой известной в мире клезмерской группы Klezmatics, абсолютная звезда world music Лорин Скламберг (наверное, пройдет время, и сбудется мечта организаторов фестиваля, Еврейского общинного центра, привезти в Питер всю группу Klezmatics).

Впрочем, обилие музыкантов — одновременно и достоинство, и недостаток фестиваля. Когда на сцене в режиме нон-стоп один музыкант сменяет другого и так на протяжении нескольких часов, даже самая благодарная публика устает. Впрочем, уже в финале концерта, впервые проходившего в Red Club, случилось то, ради чего и стоило идти на фестиваль. После коротких выступлений западных звезд (к слову, расставивших все на свои места) начался джем — большинство музыкантов, участвовавших в фестивале, вышли на сцену и под руководством Майкла Альперта устроили совместное веселье. Почти десяток скрипок, «плачущих на идиш» в сопровождении барабанов и духовых, — это что-то. А когда в зале за твоей спиной стоят Лорин Скламберг и Кристиан Дэвид и хором подпевают все песни прямо тебе в ухо, это лишь добавляет веселья. И ощущения единства с такими разными, но в чем-то очень похожими людьми, влюбленными в музыку и в жизнь.


Опубликовано в газете «Невское время» от 16 июня 2004 года