Клезфест в Петербурге   

 

 

       официальный сайт фестиваля «Клезфест в Петербурге»
 

Кишиневский эпилог петербургского «Клезфеста»

М. ДРЕЙЗЛЕР

Седьмой по счету международный фестиваль клезмерской музыки — «Клезфест-2003», проведенный, как и предшествующие, в Санкт-Петербурге, на сей раз завершился «далече северной столицы» — в Кишиневе.

Правда, прибыть сюда (а до этого выступить перед москвичами) удалось далеко не всем из собравшихся в городе на Неве энтузиастами еврейского музыкального фольклора, хранящих традиции его самобытных исполнителей, именовавшихся клезмерами. Местным меломанам, до отказа заполнившим в минувшее воскресенье зал Русского драмтеатра им.А.П.Чехова, представилась возможность услышать и широко известные, и мало кому знакомые песни и мелодии в самобытной интерпретации наших гостей — певцов Псоя Короленко (Москва), Анастасии Георгиевской (Санкт-Петербург), Марии Якубович (Ташкент), инструменталистов Евгения Хаздана (Санкт-Петербург), харьковчанина Дмитрия Храмцова, его бывшего земляка, а ныне жителя Кельна Стаса Райко и др.

В концерте также принимали участие не нуждавшиеся в особой аттестации Ефим Черный, Вячеслав Фарбер, Сюзанна Гергус, Владимир Гойхман и другие местные исполнители, представлявшие еврейское музыкальное искусство Молдовы на питерском «Клезфесте-2003».

Для них клезмерская музыка — поистине родная стихия. Ведь наш край (наряду с Малороссией — то есть Украиной, с Белорусью и пр.) — одна из тех «черт оседлости», где зародилось и успешно развивалось это старинное народное искусство музицирования. Клезмеры выступали на свадьбах (а также других торжествах), их лирические, шуточные, а нередко и не очень веселые мелодии пользовались признанием не только у соплеменников, но и у проживающих бок о бок с ними представителей других национальностей. Поэтому и в молдавских, и в украинских песнях нетрудно уловить знакомые еврейские мотивы; в свою очередь, среди бродячих молдавских музыкантов — лэутаров нередко обнаруживались сыны народа Книги. Такое взаимопроникновение культур обогащало каждую из них, да и ныне способствует их сближению.

Концерт, состоявшийся в Русском театре, это лишний раз подтвердил. Проведение фестиваля, как верно отметил его директор Александр Френкель, не только позволяет сохранять национальное культурное наследие, но и приобщать к духовным ценностям всех тех, кто прежде был лишен такой возможности.

Остается выразить признательность организаторам «Клезфеста-2003» и его кишиневского эпилога за удавшийся праздник и за обещание, что и в дальнейшем нашим землякам представятся возможности регулярно принимать у себя современных клезмеров и наслаждаться их ярким искусством.


Опубликовано в газете «Независимая Молдова» (Кишинев) от 25 июля 2003 г.