Клезфест в Петербурге   

 

 

       официальный сайт фестиваля «Клезфест в Петербурге»
 

Клезмеры поделились опытом

Ольга МАНУЛКИНА, Санкт-Петербург

В Петербурге прошел V Международный клезмерский фестиваль. Клезфест — это семинар, мастер-классы, финальный концерт и прогулка на клезмерском пароходе.

«Ъ»: Клезмеры — еврейские традиционные музыканты, которые из поколения в поколение передавали инструменты, мелодии и приемы игры. Клезмеры обслуживали свадьбы и похороны, об их музыке мы знаем больше по литературе, меньше — по этнографическим публикациям. Клезмерская музыка — такой же опознавательный знак европейского еврейства, как и язык идиш.

Еврейскому общинному центру в Петербурге и Центру еврейской музыки несомненно удалась клезмерская акция. Собрать, поделиться, научить, приобщить — для этого приезжают на Клезфест известные западные и отечественные музыканты. Чем этот опыт является для «учеников», трудно судить. Большинство, вероятно, ответят на этот вопрос, упомянув традицию, язык, культуру. Для кого-то это помощь в деле самоидентификации, для кого-то — любопытный репертуар.

На финальном концерте все: и новички, и опытные профи — пели и играли заразительно и азартно, заводя зал и вызывая его на общинное единение. Впрочем, среди первых можно было услышать как далеко не робких учениц, так и абсолютно уверенных в себе артистов — вроде Марины Якубович, полностью владевшей и собой, и залом.

Две кульминации концерта — инструментальную и вокальную — составили британский кларнетист Мерлин Шеферд (Merlin Shepherd) и певица Адриенна Купер (Adrienne Cooper, США) вместе со своим аккомпаниатором, композитором и дирижером Залманом Млотеком (Zalmen Mlotek). Шеферд играет клезмерскую музыку с собственным трио, оркестром «Би-би-си» и несколькими ансамблями, сотрудничает с Королевским шекспировским и Королевским национальным театрами. С кларнетом он может делать все что угодно: говорить, шептать, плакать, ерничать. В эмоциональной и динамической гамме градация идет по миллиметрам и микронам, а показатель технического уровня зашкаливает: виртуозность Шеферда не уступает его артистичности.

Участие Адриенны Купер и Залмана Млотека в Клезфесте придает ему действительно солидный вес и масштаб: исполнители и знатоки идишской культуры, известные педагоги, они являются организаторами программ по еврейскому народному искусству в США, участниками многих театральных постановок. Купер и Млотек мгновенно превратили концертную эстраду в театральную сцену. В крошечных песнях-сценках из репертуара театра в еврейском гетто Адриенна Купер выступила не только как певица, но как трагическая актриса, сделав явным тот пафос, который стоит за любым фестивалем еврейской культуры.

Эмблема Клезфеста издали повторяет очертания Медного всадника. При ближайшем рассмотрении всадник оборачивается шагаловским (или шолом-алейхемовским) скрипачом, который, правда, сидит верхом все же на петербургском бронзовом льве на набережной Невы.

Реальный скрипач Клезфеста — основатель и руководитель одного из первых клезмерских ансамблей в России, председатель Иудейской религиозной общины Казани Леонид Сонц играл белой ночью на Дворцовом мосту у Эрмитажа. Невзирая на телекамеры, которые снимали то Сонца, то проплывавший под мостом клезмерский пароход, прохожие бросали знаменитому клезмеру деньги. Тем самым, очевидно, восстанавливая традицию.


Опубликовано в газете «Коммерсантъ» от 16 июля 2001 года