Клезфест в Петербурге   

 

 

       официальный сайт фестиваля «Клезфест в Петербурге»
 

«КлезФест в Петербурге-2001»

Леонид ГУРАЛЬНИК

С 7 по 11 июля в нашем городе в пятый раз проходил международный семинар исполнителей традиционной музыки восточноевропейских евреев «КлезФест в Петербурге», организованный Еврейским общинным центром Санкт-Петербурга при спонсорской поддержке Фонда развития еврейских общин (Нью-Йорк) и «Джойнта».

На семинар, который стал уже традиционным праздником для петербургской публики и одновременно наиболее авторитетным и представительным форумом еврейских музыкантов восточноевропейского региона, ежегодно приезжают певцы и инструменталисты из различных городов России, стран СНГ и Прибалтики, а также и «дальнего зарубежья». Секретами своего мастерства с ними делятся известные во всем мире исполнители идишских песен и клезмерской музыки. Это певица Адрианна Купер, композитор и пианист Залман Млотек из Соединенных Штатов, кларнетист Мерлин Шеферд из Великобритании, скрипач Леонид Сонц из Казани, а также петербургский композитор, художественный руководитель ансамбля «Кле-Земер» Евгений Хаздан.

Музыка восточноевропейских евреев весьма разнообразна в жанровом и стилевом отношениях. Инструментальная, так называемая клезмерская, музыка включает традиционный свадебный репертуар: импровизационные пьесы для слушания и танцы. Даже в эстрадных обработках их мелодии сохраняют неповторимый колорит музыкального быта еврейского местечка. Песенный репертуар более разнообразен. Тут и подлинные фольклорные образцы, и песни в народном духе, принадлежащие хорошо известным авторам, таким как Мордехай Гебиртиг, и старые бадхонские куплеты, и музыка довоенного еврейского театра, кино и эстрады. Петербургский «КлезФест» не смог ограничиться одними лишь фольклорными образцами, хотя изначально ориентировался на аутентичные формы идишского фольклора. Участники семинара представляли полный спектр исполнительских манер и всю жанровую палитру идишской песни и инструментальной музыки.

Как и в прошлые годы, семинар завершился большим концертом его участников для петербургской публики. На этот раз концерт состоялся во Дворце Белосельских-Белозерских и проходил при переполненном зале. Перед аудиторией выступили и целые творческие коллективы, сложившиеся на семинаре, и многочисленные участники и руководители клезмерских ансамблей, хоров, эстрадных и фольклорных групп из многих регионов бывшего СССР. Заключительный концерт семинара — своего рода отчет перед петербургской публикой. Выступления сводных коллективов (клезмерского и хорового) призваны продемонстрировать предварительные результаты работы семинара, прежде всего, освоенный участниками репертуар. Дальнейшая творческая работа над этим репертуаром предстоит каждому участнику у себя дома, где он будет делиться полученным со своими земляками. По этой причине такие выступления впечатляют не тонкой проработкой штрихов и деталей, а самим эффектом массовости, общим энтузиазмом, вовлекающим в не вполне, быть может, стройное музицирование весь зал. В сольных же номерах программы каждый исполнитель имеет возможность показать и домашние свои наработки, и результаты плодотворного творческого общения с преподавателями семинара.

На «КлезФест» ежегодно приезжает более сорока участников. Среди них всегда много новых имен, но есть и исполнители, запомнившиеся питерской публике по прошлым концертам «КлезФеста» и успевшие завоевать ее горячие симпатии.

Певец из Кишинева Ефим Черный в четвертый раз стал участником «КлезФеста». Основу репертуара певца составляет музыка еврейского театра и кабаре межвоенных десятилетий. И это не случайно, ведь Бессарабия и его родной Кишинев были до Катастрофы своеобразными «музыкальными центрами» восточноевропейского еврейства, откуда по всему миру распространился популярный и по сей день, особенно на Американском континенте, клезмерский и песенно-театральный репертуар. Актерский темперамент, безупречное чувство языка, тонкое и разнообразное использование вокальных и речевых интонаций позволяют Ефиму Черному не только успешно знакомить публику с самобытной и, увы, малоизвестной у нас страницей еврейской культуры, но и придать этому репертуару вполне современное звучание. На концерте Ефим Черный исполнил песню «Romenishe krechme».

Алина Ивах, солистка ансамбля «Симха» из Казани, — также постоянная участница «КлезФестов». Обладательница гибкого, выразительного голоса, она очень многому смогла научиться у преподавателей семинара Адрианны Купер и Залмена Млотека. Неповторимая идишская интонация слышна в ее голосе, которому одинаково подвластны и проникновенная лирика, и чуть жеманный юмор, как в песне «Tayere Malke».

Из Казани приехал на «КлезФест» и новый творческий коллектив — вокальное трио «Лэхаим», в состав которого вошли Полина Ачкинази, Яна Овруцкая и все та же Алина Ивах. В репертуаре трио эффектные аранжировки и оригинальные композиции на идишские тексты, в которых проявились вкус и мастерство их автора, руководителя ансамбля Полины Ачкинази. В концерте прозвучала очаровательная миниатюра на слова Овсея Дриза «A nigndl».

Нельзя не упомянуть в этой заметке музыкантов, которым в трехчасовой программе концерта не пришлось выступить с сольными номерами, но которые были без преувеличения весь вечер на сцене. Это руководитель ансамбля «Алия» из Самары, контрабасист Марк Коган, перкуссионист из Казани Эдуард Нуруллин, блистательные концертмейстеры Алла Данциг из Минска и Сюзанна Гергус из Кишинева. Особо хочется сказать о замечательном кларнетисте Михаиле Хатилине, в четвертый раз ставшем участником «КлезФеста». За время плодотворного ежегодного общения с преподавателями и участниками семинара исполнительская манера Михаила обогатилась множеством тонких деталей, но, как и три года назад, она сочетает глубокое понимание традиций клезмерского искусства с умением увлечь современного слушателя. Михаил стал одним из самых активных пропагандистов клезмерской музыки в российской глубинке. У себя в Туле он руководит ансамблем «Алевай».

Марина Якубович из старого еврейского местечка Острог на Украине запомнилась слушателям еще по прошлогоднему «КлезФесту», поразив их своим сильным природным голосом — удивительной красоты меццо-сопрано. Зажигательная песенка «A kleyner tsigayner» была исполнена Мариной с неподражаемым артистизмом и обаянием.

Как всегда, были на семинаре и открытия. Кларнетист из Нижнего Новгорода Игорь Семендуев блистательно исполнил попурри из мелодий горских евреев, прозвучавшее на «КлезФесте» неким экзотическим напоминанием, что еврейская музыка впитала в себя ритмы и интонации самых разных уголков земного шара. Но для Игоря Семендуева, родившегося в Махачкале, этот репертуар — не экзотика, а родная музыкальная стихия. Музыкант с классическим консерваторским образованием и с неподдельным интересом к фольклору, он с легкостью усваивает самый разнообразный материал и схватывает любую стилистическую манеру. Занятия с Мерлином Шефердом и глубокое погружение в клезмерский репертуар, несомненно, расширили его музыкальный кругозор, но перед питерской публикой он все же решил выступить со своими родными напевами.

Еще одним открытием «КлезФеста-2001» стала певица из Самары Хатуна Романовская. Она покорила публику яркими актерскими данными, эстрадным блеском и шармом. Известная по многим записям песня «Ba mir bistu sheyn» в исполнении Хатуны — высококлассный эстрадный номер, профессионально поставленный и продуманный во всех деталях, кроме разве соответствия смыслу исполняемых слов. Впрочем, у подобной интерпретации этой песни тоже есть своя традиция, восходящая к сестрам Берри.

Второй раз замечательно ярких музыкантов присылает на «КлезФест» Харьков. В прошлом году это был скрипач Станислав Райко — зрелый мастер, общение с которым было плодотворным для всех участников «КлезФеста». На этот раз приехала солистка руководимого Станиславом ансамбля певица Мария Крейнина. С первого появления на сцене в начале концерта она сумела приковать к себе внимание зала сильным красивым голосом, мощной энергетикой и привлекательной внешностью. Звучала песня-молитва «Avinu malkeynu». В конце программы Мария вышла на сцену еще раз, чтобы в полной тишине пропеть первые строфы другой известной песни-молитвы «Shnirele perele». В этой песне она продемонстрировала не только красоту своего голоса, но и мастерство владения им, в том числе приемами вокальной импровизации и мелизматики.

По сложившейся традиции концерт во Дворце Белосельских-Белозерских завершился выступлениями преподавателей семинара. Леонид Сонц выступил в двойном качестве — скрипача и певца, проникновенно спев хасидскую мелодию «Esn est zikh», а затем при поддержке «сводной» клезмерской капеллы зажигательно исполнив «Напев Баал-Шем-Това».

Мерлин Шеферд в конце первого отделения вывел на сцену всех «играющих» участников концерта. Повинуясь его гипнотическим жестам, они таки вспомнили весь разученный за четыре дня с его голоса клезмерский репертуар. При этом сложилось впечатление, что половина зала помнит отдельные «колена» нескончаемого фрейлехса с прошлогоднего концерта в Доме актера: многие из сидящих в зале активно подпевали клезмерам.

Во втором отделении концерта Мерлин Шеферд взял свой кларнет. И, как годом раньше, зал испытал странное чувство остановившегося времени. Кларнет Шеферда — как зурна заклинателя змей, как волшебная дудочка Крысолова, ведет за собой, заставляет замирать вместе с ним и дышать в одном с ним ритме. В руках этого музыканта клезмерская традиция не просто жива, она молода. Черпая силы в прошлом, она устремлена в будущее.

Выступление постоянных преподавателей «КлезФеста» Адрианны Купер и Залмана Млотека, завершившее программу, составило своеобразный «концерт в концерте». Девять песен из необъятного репертуара певицы были исполнены при неуклонно возраставшем воодушевлении зрительного зала. На последних номерах программы к своим американским учителям присоединились все участники «КлезФеста». В прозвучавших песнях был и юмор, и драматизм, и неиссякаемая энергия, духовное единение и молитвенный экстаз. В четвертый раз Адрианна Купер покоряла аудиторию удивительной теплотой своего голоса, необыкновенным артистизмом и огромным темпераментом. Заключительный аккорд концерта удался, и восторженные аплодисменты публики по праву достались именно Адрианне Купер.


Опубликовано в газете «Ами» от 22 августа 2001 г.