Клезфест в Петербурге   

 

 

       официальный сайт фестиваля «Клезфест в Петербурге»
 

Клезкэмп в Петербурге

Е. Ш.

В нашем городе прошло уникальное событие: впервые в России состоялся большой съезд музыкантов-клезмеров «Клезкэмп». В США такие сборы проводятся регулярно. Генри Сапожник, президент ассоциации «Living tradidions Inc.» («Живые традиции») уже не раз собирал фольклористов-идишистов и клезмеров-практиков для обучения и обмена опытом. В начале 1996 года он пригласил на «Клезкэмп» в штат Нью-Йорк двух представителей С.-Петербурга — Евгения Хаздана и Ларису Авербах. В этом году Центр еврейской музыки при Еврейском общинном центре С.-Петербурга организовал семинар традиционной музыкальной культуры восточно-европейских евреев. Спонсором семинара был Фонд развития еврейских общин (Нью-Йорк) при поддержке Джойнта.

Информацию о готовящемся семинаре Оргкомитет своевременно разослал по многим общинам России и зарубежья. Было получено сто заявок. Из них были отобраны 26 участников программы. Педагогами клезкэмпа были: прославленная исполнительница еврейских песен Нехама Лившицайте, руководитель Еврейского музыкального общества Евгений Хаздан, скрипач Леонид Сонц из Казани, Лариса Печерская, которая создала при воскресной школе «Адаин Ло» детский хор, балетмейстер Алла Ульяновская, специалист по еврейскому фольклору и народному театру Валерий Дымшиц, д-р Ашер Бланк (Иерусалим), участник еврейского самодеятельного коллектива (1957 г.). Среди студентов семинара были люди разного возраста и разных профессий. Всех объединяла любовь к идишской культуре, еврейской народной музыке. Они приехали из разных республик бывшего СССР: Эстонии, Украины, Белоруссии, Молдавии, из далеких и близких городов России.

Семинар продолжался 4 дня, работа шла по трем направлениям. Первый поток составляли вокалисты и учителя музыки — это была самая многочисленная группа (12 человек), второй поток — музыканты-инструменталисты, которые создали в дни работы семинара сводный ансамбль под руководством Л.Сонца (8 человек), и, наконец, была немногочисленная группа, состоявшая из композиторов, музыковедов, фольклористов и руководителей ансамблей! Оргкомитет проделал огромную работу, снабдив участников семинара всем необходимым для работы и учебы: нотами, справочными материалами. За четыре дня студенты и преподаватели «Клезкэмпа» дали два концерта: один — для подопечных благотворительной организации «Хэсэд Авраам», а второй, заключительный — для всех членов общины и гостей. Сводный хор участников семинара пел с детским хором «Адаин Ло», выступили все инструменталисты — порознь и вместе, в сводном ансамбле, вокалисты исполнили народные песни, была представлена сцена из Ахашверош-шпиля. Публика приняла их выступления исключительно тепло. Рядом со мной сидела Эдит Коливер из Сан-Франциско, в зале были и другие туристы из США. По их горящим глазам, по репликам я поняла, что они захвачены общим подъемом. Когда на сцене появилась Нехама Лифшицайте, весь зал встал.

В заключение хочется написать хотя бы о некоторых участниках семинара.

Нехама — наша легенда, наше утешение (ее имя в переводе с иврита как раз и несет этот смысл). Начала петь еврейские песни в годы оттепели. В 1958 году заняла 1 место на конкурсе артистов эстрады в Москве. Выступала с еврейской программой по всему Союзу: в Прибалтике, на Украине, в Белоруссии, в республиках Закавказья и Средней Азии. Ее посылали в Париж для участия в вечере памяти Шолом-Алейхема. Бесконечная борьба с цензурой, постоянные вызовы в КГБ. Случайная встреча с группой сионистов во Франции всколыхнула в ней тягу к ивриту, к Святой Земле. Вся семья решила уехать. Шестидневная война задержала отъезд, но все же она добилась своего, и в марте 1969 года ее выпустили — одну из всей семьи. Это ее первый приезд в Россию.

Аркадий Хунович Гендлер. Родился в местечке Сороки на берегу Днестра. До 28 июня 1940 года это была Румыния. Жили вокруг преимущественно евреи. Когда СССР «протянул братскую руку помощи», для их семьи мало что изменилось. Они жили бедно, но пели все. Война, мобилизация, тяжелое ранение, школа рабочей молодежи, Московский Технологический институт, затем работа инженером в Запорожье... У Аркадия Хуновича богатейший репертуар. С 1990 года, с тех пор, как в Запорожье возникла еврейская гимназия, он преподает в ней идиш и помогает учителям музыки. Он сочинил гимн школы, участвует в организации еврейских праздников. Дай Б-г ему такого же бескорыстия, такого же ненавязчивого мягкого участия во всех важных делах — на многие годы.

Матля Шмерковна Гендлер родом из Витебска, перед войной окончила музыкальное училище, успела эвакуироваться. Воевала. После войны — Одесская консерватория, работа в музыкальном училище в Ярославле. Но все эти годы в ней жила еврейская песня. Выйдя на пенсию, организовала в ярославском еврейском центре небольшой, но очень слаженный хор.

Можно еще говорить и говорить об участниках семинара.

Семинар прошел в уютной маленькой гостинице в Озерках. За большим столом в обеденном зале звучал только идиш. Среди присутствовавших были и носители его, выросшие в традиционных семьях, и специалисты, изучавшие язык.

В заключение хочется сказать, что это — только начало. В будущем году нас в С.-Петербурге ожидает не менее интересный праздник идишкайта.


Опубликовано в газете «Ами» от 15 июня 1997 г.