Klezfest.ru
Klezfest St. Petersburg   

 

 

       Klezfest St. Petersburg official site
 

Клезфест — это всегда вызов

Жанна ВЛАДИМИРСКАЯ

«Клезфест родился десять лет назад, весной 1997-го, — рассказывает организатор знаменитого питерского фестиваля, директор Еврейского общинного центра Санкт-Петербурга Александр Френкель. — И с самого начала в нем был заложен определенный вызов. Вызов стереотипам, бездуховности, невежеству. Мы все время должны были что-то кому-то доказывать. Доказывать спонсорам, что способны организовать международный фестиваль “на уровне”. Доказывать петербургской аудитории, что еврейская музыка — не местечковый пережиток, а подлинная, живая, глубокая культурная традиция. Доказывать местным музыкантам, что идиш, песни на идише, клезмерская музыка требуют серьезного отношения и углубленного изучения от всех, кто берется эту музыку исполнять. Доказывать музыкантам с Запада, что здесь, в России, далеко не все “еврейское” в прошлом, что здесь есть талантливые исполнители и благодарные зрители, есть потенциал для нового “клезмерского возрождения”».

Кажется, сегодня доказывать все это уже нет необходимости. С легкой руки питерских энтузиастов «клезмерское возрождение» на одной шестой части суши стало свершившимся фактом. Взращенные на клезфестах лучшие еврейские музыканты из постсоветских стран широко гастролируют по всему миру, участвуют в международных фестивалях, записываются на престижных «лейблах». Но по-прежнему в стилистике питерского клезмерского фестиваля, в его репертуаре, афишах, в самой клезфестовской философии таится все тот же изначальный вызов…

В этом году Клезфест открывался концертом в популярном молодежном заведении Red Club. Вели этот полный драйва клезмерский нон-стоп два колоритных персонажа с противоположных берегов Атлантики — Псой Короленко из Москвы и Майкл Альперт из Нью-Йорка. Вели на русском и идише — в духе традиционных бадхенов, вызывая постоянные взрывы смеха в заполненном до отказа зале. Бадхонес, идиш — под прокуренными сводами ночного клуба, прибежища рокеров и поклонников «готской культуры». Чем не вызов?

И разве не вызов упорное нежелание клезфестовцев потакать массовому вкусу и исполнять заезженные еврейские шлягеры, их постоянное стремление открывать малоизвестные мелодии и создавать новые песни?

Художественный руководитель фестиваля, композитор Евгений Хаздан вспоминает: «Каждый год после программы в Петербурге сборная команда Клезфеста отправляется с концертами в другие города. Во время одного такого турне, в Мурманске, на сцену пришла записка: “Спасибо за ваши песни, они нам очень нравятся, но поймите — в зале не только евреи. А потому просим исполнить «Тум-балалайку»”. Мы слукавили — ответили, что не можем, просто не знаем слов…» История почти повторилась и в этом году, во время постклезфестовского турне во Львов. После концерта в переполненном, восторженном зале львовской филармонии посетители местного «хеседа» жаловались: на афише написано, что будет традиционная еврейская музыка, но мы не знали ни одной песни. И в самом деле — едва ли не половину номеров составляли собственные сочинения молодых музыкантов…

Завершающий концерт «Клезфеста в Петербурге 2007» проходил в парадном и пафосном Дворце Белосельских-Белозерских на Невском проспекте. Роскошный резной декор, бархатные занавеси, мягкие кресла. И среди этого аристократического великолепия — клезмеры со всего мира, фрейлехсы и булгары, нигуны, идиш…

«Состоится ли наш Клезфест в этом году было под большим вопросом, — заговорщицки обращался к залу ведущий концерта, певец и композитор из Кишинева Ефим Черный, — но два американских фонда и частные спонсоры пришли на помощь и сделали все возможное, чтобы Клезфест состоялся, а его организатор, Еврейский общинный центр Санкт-Петербурга, продолжал действовать и проводить эти замечательные фестивали». Все понимающая аудитория отвечала ему взрывом благодарных аплодисментов.

Клезфест — это всегда вызов.


Опубликовано в газете "Еврейские новости" N 24 за июль 2007 г.