Klezfest.ru
Klezfest St. Petersburg   

 

 

       Klezfest St. Petersburg official site
 

Секрет Питерского Клезфеста

Ольга СКОРБЯЩЕНСКАЯ

Летний клезмерский фестиваль в Петербурге — это четырехдневный нон-стоп еврейской традиционной музыки с его этно-джаз-фолк безумием, танцами до упаду, концертами и непременным клезмерским пароходом. Пароход, кстати — не просто очередная «фишка», а подлинный символ клезмерского движения на берегах Невы. У многих фестивалей есть такие фишки-символы. Для сравнения: крупнейший клезмерский фестиваль по ту сторону Атлантики — KlezKanada в окрестностях Монреаля — завершается совместным шествием музыкантов к близлежащему озеру, причем все поют и играют, шагая спиной вперед — лицом к заходящему солнцу. В Петербурге солнце в июле не заходит, можно плыть всю ночь заре навстречу, распевая полюбившиеся за четыре дня песни на идише и традиционные напевы без слов — нигуны, и до самого утра верить, что все мы — швестер ун бридер, сестры и братья, как поется в балладе, сочиненной постоянным участником Клезфеста — Майклом Альпертом из Нью-Йорка.

«Вы спрашиваете, откуда пошло это странное слово — Клезфест? Отвечаю: я сам его придумал почти десять лет назад, — один из отцов-основателей питерского фестиваля, директор Еврейского общинного центра Санкт-Петербурга Александр Френкель рассказывает почти что шолом-алейхемовскую байку. — Дело было так: в Америке новое клезмерское возрождение началось в 1960–70-е годы. Тогда под Нью-Йорком возник фестиваль KlezKamp, организованный известным музыкантом Генри Сапожником. Мой друг и коллега, композитор Евгений Хаздан (будущий худрук “Клезфеста в Петербурге”) побывал там, и мы загорелись идеей — организовать что-то подобное у нас. Договорились о партнерстве с Сапожником, нашли финансирование, разработали программу, назвали фестиваль “КлезКэмп в Петербурге”… Вдруг, в самый разгар подготовки, Сапожник исчезает, перестает отвечать на письма — видимо, не принял нас (или нынешних русских евреев в целом) всерьез. Но мы выкрутились — пригласили из Израиля легенду еврейской песни Нехаму Лифшицайте и в 1997 году провели наш первый фестиваль. Через год вновь начинаем подготовку фестиваля, но тут получаем e-mail от Сапожника о том, что название “КлезКэмп” — его торговая марка, использовать которую нельзя. Пришлось на ходу менять название. Тогда и возникло это слово — Клезфест. Возникло — и приобрело популярность. Как, впрочем, и программы подобного типа. Сегодня клезфесты проводятся уже в Киеве, Лондоне, других городах. А слово это стало нарицательным, его пора включать в словари — и идиша, и русского языка, и английского…»

В этом году на «Клезфест в Петербурге» — уже 11-й по счету — приехали старые друзья: автор-исполнитель песен на идише Аркадий Гендлер из Запорожья, мультиинструменталист и полиглот Майкл Альперт из Нью-Йорка, вокалист и аккордеонист Лорин Скламберг из получившей в прошлом году премию «Грэмми» группы Klezmatics, кларнетист-виртуоз из Харькова Геннадий Фомин, «молодежный акын» Псой Короленко из Москвы, певец и композитор Ефим Черный из Кишинева. Появились и новые, но сразу привлекшие к себе внимание лица: скрипачка Лиса Гуткин из той же группы Klezmatics, успешно сочетающая еврейскую скрипку и ирландские танцы; певец и знаток идиша, бывший москвич, а ныне житель США Юрий Веденяпин; певица из Братиславы Карине Саркисян…

Клезмерское движение, кажется, повторяет путь джаза — от этнических истоков к общемировому музыкальному языку. Есть разные клезмеры — аутентисты и авангардисты, поп-музыканты и минималисты. Главное, что это — живой, развивающийся стиль, что эта музыка снова звучит там, где звучала и сто лет назад — в России, Украине, Белоруссии, Молдове, странах Балтии. «Мы не хотим становиться коммерческим проектом, как многие западные фестивали. Мы по-прежнему в первую очередь ориентированы на музыкантов из стран бывшего СССР и Восточной Европы, как на профессионалов, так и на любителей хорошего уровня. Мы стремимся сбалансировать разные подходы и тенденции, сохранить связь с традициями народного исполнительства и в то же время шагать в ногу с молодежной музыкальной культурой», — говорит Александр Френкель. В песне Псоя Короленко, написанной на известную хасидскую мелодию и неоднократно звучавшей на клезфестовских концертах, поется: «Если деньги есть, а веры нет — вязким будет целый свет». Вероятно, в этом motto и заключен секрет петербургского Клезфеста.


Опубликовано в газете "Ами" от 13 августа 2007 г.