Klezfest.ru
Klezfest St. Petersburg   

 

 

       Klezfest St. Petersburg official site
 

Коль тов, алдос гутс и до следующего раза…

Александр ИВАНОВ

Завершился 10-й международный «Клезфест в Петербурге», собравший более 50 исполнителей традиционной еврейской музыки из России, Украины, Белоруссии, Молдовы, Латвии, Узбекистана, США, Канады, Великобритании, Германии и Швеции.

«Клезмерский пароход» уже причалил к набережной, но музыка продолжается. Никто не спешит к выходу, не толкается в дверях. Все слушают, пританцовывая, хлопая в ладоши. Музыканты на импровизированной сцене в салоне парохода словно и не собираются переходить к коде. Пожалуй, именно клезмерская музыка, как никакая другая, способна выразить это пограничное состояние души, когда праздник еще продолжается, но будничная рутина уже маячит за окнами в рассветных лучах нового дня. Звучат финальные аккорды, и вслед за аплодисментами наступает непривычная тишина. 10-й юбилейный международный «Клезфест в Петербурге» закончился.Пять дней, до предела заполненных лекциями, уроками идиша, репетициями оркестров и вокальных групп, мастер-классами выдающихся клезмеров из Европы и Америки, бесконечными дискуссиями в кулуарах о современном состоянии еврейской культуры, коллективным музицированием для собственного удовольствия до глубокой ночи, концертами на самых престижных площадках города — все это теперь в прошлом.

— Знаешь, — говорит мне Эва Эрбениус, импозантная молодая дама из Стокгольма, играющая на огромном баритон-саксофоне, — Мне кажется, за эти дни все мы здесь словно породнились, как в песне поется — «Але бридер»; кстати, эта песня является гимном Ассоциации клезмерской музыки Швеции.

Действительно, чувство всеобщего братства всегда было отличительной чертой питерских «Клезфестов». Однако чем запомнился 10-й, юбилейный «Клезфест»? Спешу задать этот вопрос участникам фестиваля.

Легендарный Лорин Скламберг из Нью-Йорка — певец, композитор, один из лидеров всемирно известной группы Klezmatics — как всегда эмоционален:

— Было здорово! Прекрасно видеть вокруг столько знакомых лиц, встречать новых друзей. Не устаю повторять, что на питерских «Клезфестах» всегда собирается много великолепных вокалистов. С ними так приятно работать. Но главное, я восхищаюсь Александром Френкелем, Евгением Хазданом и всеми, кто десять лет назад придумал этот фестиваль. Год от года он становится все интереснее, я бы даже сказал, мощнее. Подумать только, «Клезфест в Петербурге» существует уже примерного половину того срока, что я играю в Klezmatics. Это впечатляет!

Кристиан Давид, знаменитый берлинский кларнетист-виртуоз, нетороплив и рассудителен:

— Я думаю, что в этом году фестиваль был действительно особенным. Конечно, «Клезфест в Петербурге» всегда собирал много прекрасных музыкантов из разных городов бывшего Советского Союза. Они приезжали сюда, чтобы вместе быть сообществом единомышленников и в таком качестве предъявить себя всему миру. Теперь, мне кажется, настало время, когда весь мир начинает интересоваться тем, что здесь происходит. И он сам не прочь стать членом этого замечательного сообщества музыкантов под названием «Питерский Клезфест». Взять хотя бы последний концерт фестиваля в Red Club'e: он был в основном ориентирован на молодежь, и он действительно привнес изрядную долю интернациональной молодежной культуры в еврейскую культурную жизнь сегодняшнего Петербурга. Такого еще не было. Возможно, для кого-то подобный синтез показался несколько неожиданным, даже ненормальным. Однако все получилось вполне нормально: помните, как естественно выглядели музыканты на сцене, с каким удовольствием они выступали. Со стороны казалось, что такого рода концерт для них привычное дело. По-моему, они играли превосходно. Пожалуй, именно это и сделало особенным 10-й «Клезфест» и наглядно продемонстрировало возможные перспективы его развития в будущем.

Дебютант фестиваля — вокалист, композитор, аккордеонист, рэппер, ди-джей Джош «Socalled» Долгин из Монреаля, представитель того самого «мира», который, по словам Кристиана Давида, «не прочь стать членом замечательного сообщества музыкантов под названием питерский Клезфест», — отвечает, не задумываясь:

— Лично я бы хотел, чтобы любой фестиваль клезмерской музыки, в котором мне доведется принять участие, был таким же, как этот. Стоит ли отправляться на поиски идишской культуры на фестивали в Лондон или, скажем, в Лос-Анджелес? Ведь здесь, в Петербурге, вы можете встретить музыкантов из Молдавии, Украины, Латвии — это настоящий источник идишской культуры, и мы с вами — прямо в этом источнике… Поэтому, если бы мне пришлось выбирать из всех клезмерских фестивалей мира, я бы выбрал именно этот.

Точку в нашей беседе ставит неутомимый Стас Райко, великолепный скрипач из Kharkov Klezmer Band'a:

— Ну что Вам сказать про юбилейный фестиваль? Все хорошо, что хорошо кончается… Да ничего в этом фестивале такого и не было. 10-й был создан только для того, чтобы после него наступил 11-й, потом 12-й, и так далее. А все эти юбилеи — типично советские изобретения и не стоит на них обращать внимание. Так что увидимся через год. Жизнь продолжается и «Клезфест», я надеюсь, тоже. Коль тов, алдос гутс и до следующего раза…


Опубликовано в газете «Ами» от 17 июля 2006 г.