Klezfest.ru
Klezfest St. Petersburg   

 

 

       Klezfest St. Petersburg official site
 

Третий «КлезФест в Петербурге»

Е.Ш.

Два года назад в нашем городе родилось замечательное начинание: впервые в стране по инициативе Еврейского общинного центра С.-Петербурга (ЕОЦ, директор А.Френкель) и Центра еврейской музыки при ЕОЦ (директор Е.Хаздан) — не в США или Израиле, а здесь, в СПб — состоялся первый «КлезФест» — фестиваль клезмерской музыки и идишской песни. Это начинание не только не умерло, а неуклонно расширялось, набирало силу. В этом году в июне прошел уже третий клезмерский фестиваль, большой слет музыкантов из всех концов России, ближнего и дальнего зарубежья. Та же небольшая гостиничка в Озерках снова стала домом и школой для нескольких десятков музыкантов, так же из ее раскрытых настежь окон неслись звуки музыки, такая же интенсивная учеба — с 9 утра и до позднего вечера. Как и в прошлые годы, был круглый стол, где происходил обмен информацией и мнениями, вечер еврейского танца, лекции, репетиции, мастер-классы, занятия языком идиш для начинающих и продолжающих, два концерта с участием студентов и педагогов.

Первый был в самом начале программы, а второй стал заключительным. Там выступили два сводных, организованных в дни КлезФеста клезмерских ансамбля, сводный хор участников программы и солисты с подготовленным при посредстве педагогов репертуаром. И, конечно, блестяще выступили сами педагоги, первоклассные музыканты Адриана Купер и Залман Млотек из Нью-Йорка, Мерлин Шеферд (Лондон), Леонид Сонц (Казань). На этом, в отличие от прошлых лет, дело не кончилось. Прекрасно сыгравшаяся и спевшаяся бригада клезмеров отправилась в гастрольное турне по Северо-Западу. Дали концерты в Пскове и Новгороде — в престижных залах при большом стечении и полном восторге местной публики, не только, кстати, еврейской.

Подготовка к «КлезФесту» началась задолго до его начала. Переговоры с педагогами, составление программы и методических материалов, рассылка информации по общинам (реклама «КлезФеста» была размещена и в Интернете, на нее в этом году откликнулось несколько человек — в основном, американцы; только Цви Виршубский — из Стокгольма). Затем, когда начали поступать заявки, анкеты, кассеты — в гораздо большем количестве, чем в прошлые годы, — был произведен суровый отбор: только каждый пятый из желающих был приглашен в Питер. В этом году профессиональный уровень приехавших музыкантов был гораздо выше, чем в прежние годы. Их было больше — более тридцати «иногородних». В основном, это были люди новые и приехавшие из новых мест.

Концепция организаторов «КлезФеста» состоит как раз в том, чтобы расширять ареал охвата. Новые участники понесут информацию о программе в свои общины, сами станут инициаторами новых музыкальных проектов, распространителями музыкальных знаний, полученных здесь. Вот пример: Софья Коплевацкая, директор еврейской школы в Саратове, музыковед по профессии, после прошлогоднего семинара сумела организовать клезмерский ансамбль, клуб еврейской песни, ученики ее школы поют и «рисуют» новые, привезенные ею из Питера песни, их рисунками даже оформлен календарь. Не последнюю роль в распространении информации о «КлезФесте» и привлечении участников сыграли и наши публикации в «Ами».

Участники Фестиваля 1999 года представляли Литву, Эстонию, Беларусь, Украину, Молдову и, разумеется, Россию. Заметим, что петербургских музыкантов на этот раз было значительно больше, чем в прежние годы. Это и сильно расширившийся состав ансамбля «КлеЗемер» и три музыканта из фольклорной студии «Нигун», и учительница музыки из школы «Иерушалаим». Кстати, в этом году впервые была создана учебная группа из учителей музыки еврейских школ. Для них был организован специальный лекционный курс. А теперь пару слов о студентах-иностранцах. Джейкоб Печени и Цви Виршубский — музыканты-любители. На Западе большинство участников многочисленных клезкэмпов — именно такого типа. Они пели в хоре, участвовали в танцевальном вечере, в культурной программе (в этом году, как и раньше, экскурсия «Еврейский Петербург» вначале и ночная прогулка на теплоходе — в конце программы). Джейкоб — славист, бывал в нашем городе много раз, для других американцев — участников «КлезФеста» был переводчиком. Шейла Фокс из Сиэтла — солистка клезмерского ансамбля. У нее прекрасный голос, к тому же она играет на кларнете. Элли Шапиро из Беркли (Калифорния) каждый год организует фестивали еврейской музыки, на которых выступают американские коллективы и солисты. В частности, в марте 1999 года там дали концерт А.Купер и З.Млотек с программой «Танго в гетто». Элли прекрасно поет, она солировала в заключительном концерте в Петербурге, а также во Пскове и в Новгороде. Интересно было узнать из первых уст отличие наших «КлезФестов» от многочисленных фестивалей и клезкэмпов.

Вот что она рассказала. Обычно на западные (американские) клезкэмпы съезжается много народу. На зимний клезкэмп под Нью-Йорком — до 400 человек. При высокопрофессиональных педагогах и небольшой группе студентов-профессионалов огромное большинство участников — любители. Они, в отличие от наших участников, платят деньги и чувствуют себя вполне свободно — выбирают привлекающие их занятия — только идиш, например, или только хор. Это похоже на большую тусовку, куда приезжают с детьми, чтобы они окунулись в еврейскую обстановку. Но чувствовать себя так комфортно, как здесь, в Петербурге, ей там не удавалось — может быть оттого, что там слишком многолюдно, мало с кем успеваешь познакомиться, да и занятия, как я поняла, любители посещают с прохладцей. Нам, прокомментировал ее рассказ Женя Хаздан, до такого охвата еще далеко. Да и любителей мы не можем пригласить. Непонятно, кто за наших любителей будет платить.

Осталось рассказать о педагогах «КлезФеста». С Аркадием Хуновичем Гендлером мы познакомились в 1997 году. Он был участником первого «КлезФеста». Он родом из Бессарабии, знает множество малоизвестных песен. Его великолепный идиш — первый и действительно родной его язык. На «КлезФесте» он вел «идиш для начинающих», а в Запорожье преподает его в школе.

«Шмуэс для говорящих на идиш» вел Андрей Бредштейн, хранитель еврейского фонда Ленинской библиотеки в Москве. Он был единственным строго религиозным евреем на «КлезФесте», соблюдал субботу. На одном из его занятий выступала Мария Рольникайте.

Леонида Сонца мы хорошо знаем как виртуоза-скрипача, руководителя ансамбля, дирижера, даже вокалиста. Оказывается, он еще может быть превосходным остроумным конферансье. В этом году, как обычно, он вел мастер-класс у струнников.

Мерлин Шеферд вел мастер-класс у духовиков и руководил одним из двух сводных ансамблей (скрипки, кларнеты, контрабас, аккордеон). В детстве учился играть на флейте, затем в музыкальном колледже — на саксофоне и кларнете, пробовал себя в джазе, в восточной музыке. Он искал, экспериментировал... пока не услышал по радио клезмерскую мелодию. С тех пор прошло 10 лет. Он открыл для себя океан новой музыки. Учится у великих клезмеров начала века и учит — дает мастер-классы современным клезмерам.

Об Адриане Купер и Залмане Млотеке мы писали в прошлом году. Остается рассказать о прошедшем годе — что он нового им принес. Конечно, участие в фестивалях и концертах, новые диски и проекты — очень насыщенная жизнь. Залман стал музыкальным руководителем одного из старейших еврейских театров мира «Фольксбине». В его музыкальном оформлении прошел новый спектакль «Зисе халоймес», сейчас готовится спектакль по пьесе Осипа Дымова «Йошке-музыкант». По воскресеньям проходят детские спектакли на идиш — по инициативе Залмана. Театр переживал не лучшие времена. В его штате только 7 актеров и 3 музыканта. Но уже в будущем сезоне число актеров увеличится. Залман привез сборник песен к мюзиклам — превосходных песен. Адриана и Залман сейчас заканчивают работу над диском «Танго в гетто», посвященном еврейским театрам военных лет. Адриана создала новый коллектив, состоящий из женщин, певиц и музыкантов. И она тоже участвует в театральном проекте — сочинила инсценировку по мемуарам знаменитой Глюккель из Хамельна (XVII в.). Она же играет саму Глюккель. Спектакль уже прошел в Канаде и Калифорнии и в ближайшее время предстоит постановка в Нью-Йорке, Бостоне и других городах США. Летом ей предстоит поехать в Канаду, где ее выдающийся вклад в идишскую культуру отмечен наградой. Совсем недавно она стала вести «Новости» в идишском радиожурнале (США).

Пару слов о заключительном концерте. Замечательно пели Шейла Фокс (США) и Евгений Тарунцов (Одесса), Николай Светличный (Тула), Алиса Ивах и Полина Ачкинази (Казань), Марианна Надеина (Харьков), Анжела Пихут и Ефим Черный (Кишинев). Инструменталисты — выше всяких похвал. Оба ансамбля и хор тоже были на высоте. И, разумеется, наши гости — Залман, Адриана, Мерлин Шеферд, доставили всем присутствующим редкое наслаждение — услышать настоящую еврейскую музыку, настоящий идиш.

Осталось принести дань благодарности нашим спонсорам, которые сделали возможным осуществление этого праздника еврейской музыки: Фонду развития еврейских общин России и Украины (директор — Мартин Хорвиц), Джойнту и еврейской общине Кливленда.


Опубликовано в газете «Ами» от 14 июля 1999 г.